СМИ о Своей школе
Школа как раз для меня
Статья для https://mel.fm/
В августе 2020 года состоялся виртуальный эксперимент «Своя школа». Этот проект – первый этап в создании полноценной образовательной школы при непосредственном участии подростков и родителей. Образ школы, ее содержание формируется на основе представлений каждого участника об идеальной школе для себя. Мы поговорили об этом удивительном школьном проекте с одним из его идеологов и организаторов Анной Тихомировой.

Когда психолог Анна Тихомирова придумала книжный автобус «Бампер», главной особенностью детского библиомагазина на колесах оказались даже не колеса и не мобильность, а то, что там был принципиальный момент: дети заходят внутрь и сами, без взрослых, сколько угодно роются в книгах, пока не выберут именно то, что нужно лично им. Для долгих поисков в автобусе были скамеечки с подушками, чтобы спокойно посидеть и почитать, потому что ведь часто на выбор и принятие решение требуется много времени.


Теперь вместе с Григорием Тарасевичем (главный редактор проекта «Всенаука» и научно-популярного журнала «Кот Шредингера»), группой единомышленников и при экспертной поддержке Московского Психолого-Педагогического университета Анна запускает новый проект — школу, в которой тоже можно сколько хочешь сидеть и думать, чтобы решить, что нужно именно тебе.
«У меня есть вера, что, как только у тебя появляется возможность уйти с урока, интерес освобождается, взлетает, как птица»
Своя школа ставит перед собой любопытную и в чем-то даже революционную идею. Главным здесь будет не обучение предметам, а развитие у детей и взрослых бесценного навыка: прислушиваться к ощущениям от школьного процесса и выбирать для себя только то, что действительно цепляет и отзывается внутри тебя.
Аня, ведь пока речь идет не о реальной школе с классами и коридорами, а только о разовом онлайн-мероприятии?
Это не мероприятие само по себе, а экспериментальный этап. Мы находимся в поиске, постепенно идем к созданию школы, и нам на этом пути нужны попутчики. Так что с 3 по 8 августа мы хотим посмотреть и проверить, как работает то, что мы на сегодняшний день придумали.
А какую аудиторию вы ждете на этой августовской неделе? В основном, наверное, школьников?
Мы стараемся подбирать курсы, которые будут одинаково понятны и бабушке, и пятикласснику. К тому же это открытый проект, основанный на совместном проектировании: нам важно, чтобы в процесс были включены все потенциальные участники — и учителя, и школьники, и родители. Во время недели на платформе Zoom мы сможем поиграть и поучиться так называемому «правилу двух ног».
Можно поподробнее про две ноги, пожалуйста?
Ну это значит, что в любой момент можно уйти. Я имею право уйти, если мне неинтересно.
В смысле, прямо посреди урока вот так взять и уйти?
Конечно, онлайн это сделать проще, а в реальной жизни нужно как-то встать, подать знак учителю, у всех на глазах направиться к двери. Но в принципе, да, в школе должна быть договоренность между всеми участниками процесса: право не быть там, где не видишь смысла быть. У каждого должна быть такая возможность — выйти из процесса. Мы хотим обратить внимание на право человека не участвовать в том, что ему не интересно. Таким образом он учится быть внимательным к своему интересу, к своему замыслу. Чтобы научиться осознанно выбирать то, что помогает мне развиваться, а не быть там, где для меня ничего не происходит, так как я не вижу в этом смысла. Это правило помогает искать смысл. Если я решил, что хочу сдать ЕГЭ, что мне это важно для будущей жизни — тогда я понимаю зачем мне быть на подготовке, и даже если там скучно — я нашел в этом свой собственный смысл и интерес. А если меня вынуждают готовиться к экзамену и у меня нет никакого выбора, то смысл не появляется, и процесс становится для меня бесполезен.
Но ведь это невежливо по отношению к учителю и к остальным ученикам.
А вот тут-то и начинается самое интересное! Это ключевой вопрос. Ты правда хочешь присутствовать на уроке или просто обязан сидеть и не хочешь обидеть учителя — и поэтому не уходишь? И что дороже для самого учителя — видеть перед собой полный класс детей, которых обязали сюда прийти, хоть они не очень-то хотели, или людей, которым действительно интересно? Ведь на самом деле ни у кого из нас совсем не развит навык «уйти с урока». Это в нас глубоко сидит: не признавать за собой права идти за своим интересом. Мы становимся взрослыми, обрастаем ответственностями и чувствами вины — и вечно боимся «уйти с урока». Кстати, дети, когда им скучно, все равно придумывают разные штуки: смотрят в окно, в телефон, отпрашиваются в туалет. И это остается с нами на всю жизнь. Тот же учитель воспитан так, что, если с его урока уходят, он думает «я — плохой!». А это не так. Если в Своей школе нам удастся донести эту идею до участников, создать вот эту свободную атмосферу, то мы все будем учиться уходить с урока.
А вдруг ребенок вообще пришел просто потому, что его мама попросила?
Наши участники — это те, кто сам хочет к нам прийти и попробовать. Мы даже просим родителей не записывать к нам детей, если те сами сюда не рвутся. Мы хотим, чтобы у нас не возникало ситуаций, когда, например, кто-то сидит на онлайн-уроке и одновременно играет под столом в мобильном телефоне. Учитель в начале каждого занятия будет обозначать правила осознанного участия в уроке: если тебе не хочется быть здесь — не будь. Тем самым учитель подтверждает право каждого на уважение и внимание к своему интересу.
Кстати, а выход — это куда? Просто выключаешь компьютер и идешь гулять?
Можно так, а можно походить по нашим другим пространствам, побывать на других уроках или мастерских: это как в настоящей школе, где в разных классах одновременно идут разные занятия. Только главное отличие Своей школы — в том, что ты на самом деле можешь прямо во время урока ходить из класса в класс, присаживаться ненадолго, смотреть, где лучше, и либо оставаться, либо идти дальше.
А если настроение такое, что вообще надоело слушать и хочется порассказывать анекдоты или почитать?
Пожалуйста! У нас будет альтернативное пространство, где можно играть, разговаривать о чем угодно, пить чай, куда можно пойти одному или с друзьями, а еще будут просто свободные залы, где любому участнику разрешается устроить что-нибудь свое и пригласить туда других.
Ну и что же это получится, если кто-нибудь в итоге весь школьный день просидит на школьной кухне за анекдотами?
Значит, это будет такой его опыт. Ну и потом, вряд ли кому-то захочется весь день сидеть на кухне. Рано или поздно это надоест, а у нас ведь одновременно происходит столько всего! К тому же можно просто уйти домой (ну, или, в онлайн-варианте, выйти из конференции). А если ты все-таки ушел, вечером важно будет дать обратную связь своему куратору. У нас у каждого участника будет свой «куратор», доверенный человек, который помогает разобраться с собственным интересом и замыслом и с тем, как удалось или не удалось его реализовать. С куратором можно и нужно обсудить, что именно тебе не понравилось сегодня и что бы ты хотел изменить.
Ну, не всякому школьнику такое понравится... Отчитываться перед малознакомым человеком!
А это важная часть процесса. Чтобы почувствовать, осознать свой выбор, человек должен произнести его вслух, сформулировать. С утра он обсуждает с куратором свой замысел, говорит, что планирует сегодня получить, сделать, чему надеется научиться, в чем хочет поучаствовать. А вечером возвращается к нему и рассказывает: сегодняшний день у меня получился вот такой. Это важная часть — процесс рефлексии. Проговорить, поделиться — самый прямой способ присвоить опыт, осознать его. Тогда польза от обучения будет полноценной. Пока мы планируем общение участников с кураторами в формате небольших групп. И да, куратором тоже может стать любой из участников, просто чуть более опытный.
Похоже, момент рефлексии ставится в Своей школе выше всего остального?
Основная моя идея и мечта — это чтобы каждый подросток, да и вообще каждый человек мог сказать: «Я умею строить свою жизнь». Чтобы он ответственно относился к выбору и делал что-то не потому, что ему сказали, посоветовали, а потому, что сам считает это важным и интересным. Мы хотим дать возможность каждому участнику конструировать собственный образовательный процесс — стать его хозяином.
В программе августовской недели — уже более тридцати разных курсов. Как будет организован процесс? Я смогу перед началом ознакомиться с полным расписанием, чтобы составить себе план на всю неделю?
Да, мы постараемся составить как можно более полное расписание заранее.
Я правильно понимаю, что в онлайн-школе будут представлены практически все школьные предметы?
Да, у нас уже есть все, кроме, кажется, программирования, но прием заявок на проведение курсов продолжается. Интересно, что довольно хаотичный процесс приема заявок все равно привел нас ко вполне гармоничному сочетанию предметных направлений. И мне очень нравится сравнение, которое пришло в голову в процессе. Чем отличается ресторан от кухни? В ресторане нам предлагают разную еду, это может быть изысканно и дорого или просто и дешево, но это всегда — ограниченный выбор и всегда вам предлагают уже готовый вариант, который остается только прожевать и проглотить. Вот так, в моем представлении, выглядит школа, к которой все привыкли. А мы предлагаем вместо ресторана кухню: разные ингредиенты, разные инструменты, и можно попробовать поготовить вместе с другими людьми, собрать, выбрать. Тут вот, на мой вкус, соли не хватает, а тут — острого соуса...
Можете назвать парочку ингредиентов из списка?
Там очень много всего! Есть даже курс от залогового консультанта, хотя я понятия не имею, кто это такой. Есть курс о том, как отличить живое от неживого (по-моему, это что-то связанное с минералогией), есть целых пять разных курсов по математике, есть курс с поэтичным названием Красота математики. Есть литература: Чехов, Маяковский, — плюс проектные мастерские, лекции и даже пение песен под укулеле...
Но ведь за эту весну школьники (и взрослые) так устали от «зума», к тому же чисто физически очень трудно (и вредно) сидеть целый день перед экраном компьютера. А у вас в онлайн-школе расписание — как раз на целый день?
Мы планируем учебные дни так, чтобы не нужно было постоянно сидеть. Будет много оффлайн движения, творческих заданий, которые нужно выполнять, блуждая по квартире или по дачному двору. И опять же: каждый человек сможет решить для себя и сформулировать свое решение. «Я не хочу весь день сидеть перед компьютером, поэтому побываю только тут, тут и вот тут». Наша главная задача — чтобы он это проговорил.
Насколько реально появление Своей школы в виде настоящей школы со зданием, классами и педсоставом?
Вполне реально. По крайней мере, в моей голове — очень реально. Мы продолжаем постепенно двигаться к цели, планировать, развивать эту идею. Мы в партнерстве с МППГУ, и весьма вероятно, что Своя школа появится уже через год, а ближайший учебный год будет существовать в формате вот таких этапов стратегического планирования — каникулярных занятий, выездных лагерей, онлайн-школ.
Made on
Tilda