Манифест и правила
Своя школа – это образовательное пространство, в котором ученики сами создают свой путь. Они принимают решения, чему учиться, что создавать и с кем сотрудничать, опираясь на свой собственный интерес и на свои собственные мечты.
Ключевая идея школы — построить образовательный процесс, ориентированный на развитие человека через становление его субъектной позиции в условиях сотрудничества.
Жизнь невероятно сложна, и никто не знает, как её прожить, кроме самого человека. Каждый человек уникален, и его обучение, его творчество, его путь также неизбежно уникальны. Дать ученику свободу принятия решений процессе обучения – не прихоть, но необходимость, которой нас научила история человечества и которую нам подсказывает современность: человек не может быть личностью, он не сможет быть доволен своей жизнью, если не будет самостоятельно принимать решения и полностью самостоятельно нести ответственность за свою жизнь.
Своя школа — это исследовательская лаборатория.
Мы стремимся создать условия для становления и самореализации каждому человеку.
Своя школа потому Своя, что мы вместе делаем школу своими руками — и организаторы, и учителя, и ученики. У всех равные права в этом процессе, нет тех, кто делает и кто просто участвует.
Ценности и принципы
Принципы субъектности
Авторство
Каждый может участвовать
  • в проектировании всех процессов;
  • в принятии решений по школе в целом;
  • в вынесении любых вопросов на обсуждение;;
  • разрабатывать собственную траекторию учебы и анализировать свое движение по ней.
Осознанная свобода
Каждый сам решает, где и когда ему нужно быть и почему.

Честность и открытость
Мы не врём , не прячем информацию или процессы, которые происходят в Школе, не действуем со скрытыми мотивами, стараемся раскрывать смысл и замысел всего происходящего для каждого участника.

Активная ответственность
Каждый сам берет на себя ответственность за свое дело.
Ценность развития
Развитие — не только расширение сферы знаний и навыков человека, но и возможность двигаться по индивидуальному пути самореализации и управления своей жизнью. Все процессы в школе организованы так, чтобы человек в них развивался.

Доброжелательная атмосфера
Атмосфера сотрудничества, в которой люди заботятся друг о друге, где уважение к другому и понятие человеческого достоинства — специальный фокус внимания каждого.

Поддержка
На каждом этапе: от формулирования замысла, его реализации и последующей рефлексии до решения возникающих сложностей психологического, организационного или интеллектуального характера.
Принцип сотрудничества
Один человек не делает другого инструментом достижения своей цели (даже «благой цели» в отношении него), не превращает в исполнителя, не ведёт за собой с завязанными глазами.

Сотрудничество — противоположность любого воздействия и манипуляции.

Сотрудничество предполагает позиционный, смысловой, эмоциональный контакт участников. У каждого участника совместной деятельности есть свой замысел, через самоопределение и соотнесение своего замысла с чужим строится общий замысел, учитывающий интересы каждого. Таким образом человек входит в совместную деятельность как соавтор, сотрудник, субъект совместной деятельности.
Чему мы учимся в Своей школе?
Наша задача — дать возможность любому научиться осознавать свои интересы, желания и реализовывать их в своей деятельности.

Можно опереться на метафору похода. Мы идем в поход, потому что в первую очередь нам хочется идти в поход вместе, потому что в процессе учимся что-то делать, преодолеваем трудности, развиваемся. Если нам нравится походы, мы не согласимся сразу оказаться "на месте", самое интересное — процесс.
Правила
Рамки безопасности и принципы поддержки ключевых идей школы: что мы делаем, ибо без этого наши ценности точно не реализуются; что мы не делаем, ибо это однозначно подрывает основные ценности.
Про безопасность
Право на ошибку (неуспех)
Каждый имеет право на ошибку. Не ошибаться невозможно.
Ошибка — трамплин для развития, повод задуматься и осознанно что-то изменить в способах деятельности, мышления, выражения чувств и т.п. Под ошибкой мы понимаем любой результат, расцененный его автором как неудача или неуспех.

Помощь и поддержка
Каждый участник может обращаться к своему куратору за помощью и поддержкой в решении возникших трудностей на протяжении всего проекта. Куратор есть у каждого, и каждый может стать куратором для другого. Также можно обратиться за помощью к ассистенту на занятии, к технической службе, в крайнем случае к любому организатору - он поможет или найдет того, кто поможет.

«Тревожная кнопка»
Ведущий курса или проекта в ходе своего занятия имеет право отправить сигнал SOS и получить экстренную помощь и поддержку в ситуации дискомфорта или возникших проблем. Ассистент не будет вмешиваться без сигнала, если вы не договорились о другом заранее, но будет готов оказать помощь.

"Музейная бабушка"
На любом занятии или мероприятии школы присутствует ассистент-смотритель, который помогает технически, поддерживает, зовёт на помощь, решает организационные вопросы, ведет или организует видеозапись занятия. Он же поможет в рефлексии ведущему, даст по запросу обратную связь, и т.д. К нему можно обратиться за помощью в любой момент.

"Протокол эксперимента"
Все занятия и другие общие активности школы проводятся в режиме видеозаписи. Видеозапись ведется ради возможности в рефлексии и анализе вернуться к любому моменту школы - как уже говорилось, школа - это еще и исследовательская лаборатория. Ни для каких других целей без прямого согласования с автором и участниками события записи использоваться не будут, в том числе не будут никак распространяться. Запись включают ассистенты. При желании и согласовании заранее ведущий может записывать свое занятие на свой компьютер (мы потом попросим поделиться записью). Также ведущий может заранее отказаться от видеозаписи своего занятия.
Про субъектность и развитие
Базовая схема организации деятельности:
Замысел ━ реализация ━ рефлексия

Вступая в деятельность, сформулируй свой замысел. Если деятельность общая, то и замысел может быть общим, согласованным участниками друг с другом. Впоследствии замысел может меняться, развиваться, трансформироваться.

Заканчивая любую деятельность, всегда оставляй время для рефлексии и подведения итогов, делись этими итогами в общем информационном пространстве.

Осмысленность деятельности
Если вам непонятен смысл и замысел чего-то происходящего, вы можете задать вопрос. Если нельзя или не хочется прерывать ведущего или общий процесс, можно обратиться к ассистенту.

Свободный вход
Каждый участник имеет право на свободное перемещение между любыми зонами школы, как учебными, так и внеурочными, в любой момент времени вне зависимости от расписания и индивидуального плана.
Однако ведущий курса или проекта имеет право заранее установить ограничения на вход на свои занятия и проинформировать о них свою аудиторию и координатора.

Ограничения устанавливаются в случае опасений ведущего, что полностью свободный вход участников во время занятия нарушит его личный комфорт и рабочую атмосферу.

Свободный выход
В ситуации затруднения, когда нет чувства сопричастности и нет ощущения возможности научиться чему-либо, реализовать свой замысел, можно принять решение перейти в другое пространство в любой момент времени. Это право каждого, кроме автора (ведущего, организатора) занятия.

Перед выходом вежливо предупреди о своем уходе и, по возможности, укажите причину. В случае непреднамеренного выхода: технических неполадок или других форс-мажорных обстоятельств, сообщи о случившемся.
Про сотрудничество
Используй правило 20 секунд
Когда присоединяется новый участник, останови деятельность и кратко введи его в курс дела.
Это позволит участнику быстро сориентироваться и, при желании, подключиться к сотрудничеству, а остальным — продолжить деятельность, не теряя фокуса.
Правило носит рекомендательный характер для поддержки атмосферы сотрудничества и доверия в условиях свободного входа-выхода участников.

Проявляй взаимное уважение
Все участники стремятся уважать границы и интересы друг друга, поддерживать дружелюбную атмосферу.

Действуй как сотрудник
Предлагая совместную деятельность другому, расскажи про свой замысел, спроси про его замысел, постарайся построить общий.

Держи слово
Избегай опрометчивых обещаний, но, выразив намерение, старайся его выполнить.

Общайся на равных
Все участники равны по статусу, то есть занимают равновесное положение и одинаково значимы для проекта. Школьник и взрослый, старожил и новичок, ученик и педагог общаются друг с другом на равных, проявляя взаимное уважение.

Содействуй, но не противодействуй
Старайся не мешать коллегам и не разрушать атмосферу сотрудничества, в том числе путем создания помех аудио, видео или графического характера (экран, общий чат).

В противном случае ведущий занятия или модератор имеет право:
  • вежливо попросить отключить микрофон/камеру/чат создающего помехи участника;
  • самостоятельно отключить микрофон, камеру или чат участнику, игнорирующему просьбы.

Поднимай руку
Говори с разрешения ведущего или модератора, заявив о своем намерении поднятием руки: реальной или виртуальной (символ поднятой руки в Zoom).

Высказывай мнение
Всем участникам обсуждения должна быть предоставлена возможность говорить.

Задавай вопрос
Столько вопросов, сколько необходимо для понимания неясных аспектов обсуждения или процесса; при этом следуй разумному балансу собственных интересов и интересов окружающих.
Право на ответ и режим слушателя
Право на ответ
Каждый имеет право приоритетного ответа на адресованный ему вопрос или реплику. И, наоборот, право на отказ отвечать.

Режим «слушателя» в Zoom
Каждый имеет право отключить свой микрофон и/или камеру в ходе занятия, кроме ситуации, когда ведущий просит включить звук и/или изображение.
Мы просим воспринимать все вышеизложенное как договор между участниками, если вы участвуете, вы подписываете этот Манифест на период летнего виртуального проекта "Своя школа" и стараетесь действовать в опоре на эти принципы и правила.
Манифест по результатам проверки опытом будет меняться и развиваться. Любой участник проекта "Своя школа" в процессе и после школы может инициировать обсуждение любой части Манифеста, в том числе с целью дополнения или изменения.
По всем вопросам свяжитесь с нами любым удобным способом:

E-mail: org@school4me.ru
Соцсети: Vkontakte
Made on
Tilda